Воскресенье, 17.12.2017, 20:43
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 ГЕОГРАФИЯ продолжение)

Приложение 1

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1.Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.

2.Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.

3.Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.

4.Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).

5.Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.

6.Особенности формирования современной политической карты мира.

7.Географическая «модель» современного мирового хозяйства.

8.Традиционные и новые формы внешних экономических связей.

9.Современные функции и проблемы крупных городов.

10.Организация особо охраняемых природных территорий; их география.

 

Приложение 2

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

 

1. Как человек заселял землю

2. Становление аграрного хозяйства

3. Эпоха великих географических открытий

4. География религий

5. Постиндустриальная эпоха — мост между вчерашним и завтрашним днем

6. Динамика мирового населения.

7. Человечество — мозаика народов

8. Экономическое здоровье стран мира

9. Внешняя торговля товарами

10. Международная финансовая деятельность. Мировой валютный рынок

11. Международная торговля научно-техническими знаниями.

12. Международный туризм

13. Географический рисунок европейского хозяйства

14. Географическое наследие Азии, древние азиатские цивилизации

15. Размеры Азии, и ее роль в социально-экономической жизни мира

16. Азиатский тип размещения населения

17. Европейская колонизация и ее последствия

18. Географическая специфика Африки

19. Этническая картина Африки

20. Новое население Америки

21. География культур современной Америки

22. Географическая история Австралии и Океании

23. Географическая специфика Австралии

24. Экологические проблемы в фокусе современного мирового развития

25. Можно ли накормить всех людей?

26. Проблемы потребления. Уровень и качество жизни человека

27. Модели мира ХХI века

 

Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И РАБОТ

 

  1. Практическое занятие №1 Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

  2. Практическое занятие №2 Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.

  3. Практическое занятие №3 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Сопоставление культурных традиций разных народов.

  4. Практическое занятие №4 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

  5. Практическое занятие №5, 6 Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

  6. Практическое занятие №7 Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

  7. Практическое занятие №8 Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.

Практические работы №1; 2 Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

 

Приложение 4

Методические рекомендации по написанию рефератов

 

Повышение уровня профессиональной подготовки выпускников средних специальных заведений, их готовность к труду базируется на серьезном общеобразовательном фундаменте. Именно поэтому глубокое знание и осмысление социально-экономических явлений и процессов необходимо каждому человеку.

Важной формой обучения является самостоятельная работа студентов во внеурочное время. При изучении географии используются различные формы самостоятельной работы, а именно написание рефератов, подготовка сообщений и докладов.

Успешное решение вопроса об эффективных способах формирования у обучающихся умения самостоятельно работать с литературой может быть достигнуто на основе структурного анализа содержания предмета, выделения теоретических знаний, определяющих специфику его содержания. Для решения данной задачи обучающимся предлагается написать реферат на определенные темы по следующему алгоритму:

  1. Оформление титульного листа по определенному стандарту.

  2. Содержание: должно указывать перечень всех разделов реферативной работы и нумерацию страниц, на которых находятся данные разделы.

  3. Введение: освещает проблематику выбранной темы реферата, ее актуальность для современности, и причину по которой автор реферата выбрал данную тему.

  4. Основная часть: всесторонне раскрывается проблема и предлагаются пути ее решения.

  5. Заключение: представляет собой совокупность всех выводов, которые были сделаны в процессе раскрытия темы; подводится итог, предлагается собственный взгляд автора на проделанную работу.

  6. Список литературы: содержит перечень всех печатных источников, которые были использованы в процессе раскрытия темы и написания реферативной работы.

 

Приложение 5

Методические рекомендации по составлению докладов

 

Для составления доклада по экономической и социальной географии мира необходимо использовать следующие источники информации:

  1. Учебники по географии;

  2. Атласы по географии;

  3. Статистические материалы;

  4. Источники периодической печати (газеты и журналы на географические темы);

  5. Энциклопедии;

  6. Телевидение и радиовещание, Интернет.

Источник географической информации подбирается обущающимся самостоятельно.

Устное выступление с докладом может полностью совпадать с письменным изложением содержания. Однако следует использовать преимущество устной речи над письменной, которое заключается в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгого научного изложения. Определенный “экспромт” привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.

Структура доклада:

  1. вступление;

  2. основная часть;

  3. заключение.

1.Вступление. Цель: сообщить тему доклада, завоевать внимание слушателей, обосновать актуальность темы, сформулировать тезис. Как начать выступление (доклад), чтобы завоевать внимание слушателей?

• Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления.

• Начать с интересной цитаты по теме выступления.

• Начать с конкретного примера из жизни.

• Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью. Начать с истории, случая. Не забудьте, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы, ее актуальность, а также научное положение - тезис!

2. Основная часть. Цель: сообщить основные положения доклада, удерживая внимание слушателей. Как заинтересовать внимание слушателей в ходе основного изложения: рассказать необычные факты; рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей; рассказывая быть конкретным и определенным; использовать образные сравнения, контрасты (помня об их уместности).

3. Заключение. Цель: сделать резюме, т.е. подвести итоги, отразить главные идеи доклада в “свернутом” виде. Фразы, с которых может начинаться резюме:

 Таким образом,...

- Итак, можно утверждать...

- Основная идея, следовательно, сводится к следующему...

- Подытожим сказанное...

Как закончить выступление? Кратко изложить основные мысли, которые содержались в речи. Процитировать что-либо по теме доклада. Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой. Типичные ошибки при выступлении:

1. злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;

2. наличие слов-паразитов: “вот”, “значит”, “так сказать” и т. д.

3. чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь;

4. построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл прячется за сложными грамматическими конструкциями.

5. Монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада.

 

Приложение 6

Методические рекомендации по выполнению практических занятий (работ)

 

Практические занятия(работы) по экономической и социальной географии мира разработаны с учетом требований минимума содержания и направлены на повторение, закрепление, выработку умений давать оценку, составлять характеристики, делать выводы, развивать умения работать с тематическими картами.

Только знания, приобретенные на уроках, помогут в выполнении практических занятий(работ) по географии и в оформлении их результатов. Работая над имеющимися заданиями, можно самостоятельно проверить свои знания и, что особенно важно, практические умения использовать учебник и атлас. Система заданий усложняется по мере того, как накапливаются и расширяются знания обучающихся. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать не только с текстом учебника, но и с таблицами, схемами. Многие задания невозможно выполнить без работы с атласом, а именно с различными видами карт, которые имеются в атласе. Если то или иное задание не получается, не следует отступать, стоит еще раз обратится к учебнику или атласу и найти в нем необходимый материал.

 

Приложение 7

Требования к работе на контурных картах

 

  1. Контурная карта должна быть подписана в правом верхнем углу.

  2. При выполнении практического занятия (работы) на контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

  3. Все надписи на контурной карте делают печатными буквами. Название располагают параллельно параллелям или меридианам.

  4. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

  5. Если требует задание, карту закрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

  6. Все работы в контурных картах выполняются простым карандашом.

 

Приложение 8

Критерии оценок при устном ответе

 

1. "5" - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и обучающийся может им оперировать. Раскрывает его логично, показывая понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допуская ошибок и неточностей; используя необходимую географическую терминологию, подкрепляя теоретические положения конкретными примерами.

2. "4" - есть небольшие недочёты по содержанию ответа, но видно, что обучающийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, в котором отсутствуют лишь некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

3. "3" - есть неточности по сути раскрываемых вопросов, при которых обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

4. "2" - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений. 

 

Приложение 9

Критерии оценки при устном ответе

(проблемный вопрос)

 

1. «5» ставится, если обучающийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Обучающийся грамотно излагает имеющиеся географические знания, раскрывает сущность поставленной проблемы, показывает свободное владение материалом, использует необходимую географическую терминологию. Проявляет самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

 

2. «4» ставится за ответ, в котором обучающийся демонстрирует понимание сути проблемы и показывает понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связывает их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

 

3. «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что обучающийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению

 

                                                                                       Приложение 10

Критерии оценки при выполнении практических занятий (работ)

1. Отметка "5". Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Самостоятельная деятельность: обучающиеся подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
 

2. Отметка "4". Работа выполнена в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Обучающиеся используют указанные преподавателем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание обучающихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
 

3. Отметка "3". Практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
 

4. Отметка "2" выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Раскрывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.

 

   

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Кирина (19.04.2015)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar